-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Valiks

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.07.2010
«аписей: 4623
 омментариев: 695
Ќаписано: 5863

ƒети мигрантов - полноценные росси€не?

¬оскресенье, 30 ƒекабр€ 2012 г. 04:10 + в цитатник
ƒети мигрантов - полноценные росси€не?

ƒворник из —редней јзии старательно моет лестничную площадку в многоквартирном доме, р€дом с ним тихо сто€т двое детей - одному лет п€ть, другому не больше трех. ƒомыв площадку, он двигаетс€ выше, дети - следом. » так часами - без вс€ких капризов и шума. Ёту картину, которую автор наблюдала в ћоскве, на благополучной ћосфильмовской улице, можно увидеть в большинстве российских крупных городов.

ƒворники - это привилегированна€ часть гастарбайтеров: они живут в служебных квартирах, с семь€ми, имеют стабильный заработок и... раст€т будущих российских граждан. „то будет с этими детьми?

—танет ли дл€ них –осси€ насто€щей родиной, или они пополн€т р€ды потер€нных людей - мигрантов второго поколени€, год за годом стирающих европейскую культуру с карты ≈вропы?

ѕока об этом в –оссии мало кто задумываетс€ - других проблем хватает, да и дети еще маленькие. Ќикто не скажет, сколько их - подрастающих росси€н среднеазиатского происхождени€, никто не знает, сколько из них ход€т в школу, как учатс€, как складываетс€ их детска€ жизнь.

ѕетербург недавно был отмечен за программу по толерантности почетным дипломом программы ёЌ≈— ќ. ѕравда, в жюри вошли граждане “урции, Ѕенина, японии, јлжира, Ѕангладеш. » если бы рейтинг толерантности российских городов предложили составить узбекам, таджикам, киргизам - было бы куда более интересно.

¬оспитание толерантности - вроде, полезное дело. ќднако, как показывает опыт ≈вропы, делать это необходимо в определенных рамках - иначе можно незаметно оказатьс€ в чужой стране, не пересека€ границ. „етыре года назад в √олландии произошло драматическое событие, заставившее европейцев задуматьс€ о пределах толерантности.

ј также о том, на кого она должна распростран€тьс€ в первую очередь - эмансипированных женщин, гомосексуальных мужчин или мусульманских мигрантов. ¬едь порой интересы этих групп вступают в очевидное противоречие.

—трана тюльпанов всегда считалась одной из самых либеральных, демократичных и плюралистичных - в том числе, в национальном вопросе. ќднако 2 но€бр€ 2005 года мусульманский фанатик убил одного из самых известных голландских журналистов - “ео ван √ога - пр€мо посреди улицы, у всех на виду. —начала выстрелил в него, а потом добил ножом.

¬ –оссии об этом писали довольно много, представл€€ “ео ван √ога (кстати, потомка знаменитого живописца) правым борцом за голландскую идею. Ќа самом деле, ван √ог был типичным бунтарем, возмутителем спокойстви€, выросшим в обеспеченной известной семье - человеком, уставшим от благополучи€ и жаждавшим бурь. ƒа, он критиковал ислам и был весьма резок, называ€ марокканских иммигрантов не иначе как goat fuckers.

ќднако до этого он с не меньшей непримиримостью накидывалс€ на голландских интеллектуалов еврейского происхождени€, обвин€€ их в бессовестной эксплуатации темы ’олокоста. ƒаже »исусу от него доставалось не раз. ћногие политические де€тели пострадали от передач и статей ван √ога, и врагов у него было немало.

Ќо то, что большинством голландцев воспринималось как своего рода интеллектуальные игры и приводило к жестким дискусси€м на страницах —ћ» (а порой - в суде), обернулось трагедией, как только затронуло мусульман. –езультат - небывалый дл€ спокойной √олландии подъем общественного мнени€, серьезна€ смена курса в отношении мигрантов и пересмотр пределов толерантности.

—итуаци€ с голландскими мусульманами была проанализирована в сотн€х статей и книг. ќдна из самых интересных и многосторонних - Murder in Amsterdam ("”бийство в јмстердаме"), в подзаголовке которой впервые по€вилось сочетание Limits of Tolerance "границы толерантности"). јвтор книги, американский профессор ян Ѕурума, родилс€ и вырос в √олландии, в той же обеспеченной и просвещенной среде, что и “ео ван √ог.

ѕрофессор, специалист по правам человека, демократии и журналистике специально поехал на год в √олландию, чтобы разобратьс€, что происходит с его родиной. ¬ книге он обозначил несколько важных линий, определ€ющих проблемы с голландскими мусульманами.

”бийца ван √ога - ’амид Ѕоуери - молодой голландец марокканского происхождени€, выходец из среды, доставл€ющей √олландии больше всего проблем (кстати, голландские марокканцы это, как правило, не арабы, а берберы). ≈го отец, сбежав от беспросветной нищеты в горной деревне, за долгие годы т€желого труда заработал на жилье и относительно приличную пенсию. ѕо марокканским меркам - он богач, уважаемый человек, чье слово - закон дл€ всех младших членов семьи и уж тем более дл€ женщин.

ќднако марокканский мужчина в √олландии - отнюдь не уважаемый член общества. ѕлохо ориентирующиес€ в местных правилах, владеющие €зыком на примитивном уровне, по всем социальным градаци€м сто€щие ниже других - как такие главы семейств могут внушить уважение и почтение своим домочадцам?

“радиционна€ система семейных ценностей мигрантов начала рассыпатьс€: отцы не могли дать пример своим сыновь€м, не могли держать в ежовых рукавицах дочерей, и молодежь оказалась на улице - полу-марокканцы, полу-голландцы.  ак правило, они учатс€ в худших школах, где нет коренных голландцев, живут в районах, где все оккупировано мигрантами, не имеют устойчивых отношений с коренными жител€ми. ѕрестижна€ работа им не светит - нет образовани€.

ј ведь в молодости всем необходимо самоутверждатьс€. ƒл€ отцов актом самоутверждени€ и вызова была эмиграци€ в холодную чуждую ≈вропу. —ыновь€м эмигрировать некуда. „тобы добитьс€ уважени€ и признани€, часть из них уходит в криминал, другие - в ортодоксальный ислам, станов€сь воинами јллаха и пыта€сь обрести самоуважение в "св€том деле".

Ѕоуери мечтал водрузить знам€ јллаха в голландском парламенте и переделать парламент в шариатский суд, он был фанатиком с параноидальными иде€ми.  стати, как показала статистика, среди второго поколени€ марокканцев в √олландии вообще непропорционально много молодых людей с шизофренией. јтомизированное общество оказалось не по зубам выходцам из родоплеменного стро€ - вопреки всем рассуждени€м об универсальных ценност€х и условност€х национального делени€. ƒав шанс выбратьс€ из нищеты, √олланди€ лишила этих людей чувства социальной идентичности и понимани€ своего места в жизни.

√олландцы были пионерами и по части эмансипации женщин, и по части терпимости к гомосексуальным св€з€м, и по части легализации легких наркотиков. Ётот список предполагалось логически продолжить абсолютной толерантностью к мигрантам. ќднако неожиданно оказалось, что толерантности вступили в непримиримое противоречие друг с другом.

”гроза либеральным ценност€м стала исходить от тех, в отношении кого было про€влено столько терпимости - от мигрантов. √олландские мусульмане не признают женской эмансипации и не люб€т открытых демонстраций гомосексуальности. Ќациональные и сексуальные меньшинства неожиданно оказались в конфронтации. ј их так любили объедин€ть в либеральных деклараци€х!

Ќасто€ща€ драма разыгралась внутри мусульманского сообщества: обнаружились "отщепенцы", отколовшиес€ от религии и ставшие, как это обычно бывает, наиболее жесткими и непримиримыми критиками ислама. —реди них - немалое количество иранцев, сбежавших после победы исламской революции, в том числе женщин.

ќдна из них, беженка из —омали јйаан ’ирси јли, по-видимому, косвенно спровоцировала убийство ван √ога. ѕ€ть лет назад она была одним из наиболее известных общественных де€телей √олландии, членом парламента. ƒл€ посто€нной охраны ’ирси была выделена цела€ бригада, ее по€вление в мусульманском квартале означало мгновенное начало беспор€дков. » все потому, что ’ирси стала сценаристом фильма "ѕовиновение", в котором высказалась по поводу роли женщин в исламских культурах. “ео ван √ог также участвовал в производстве этого фильма, и многие думают, что это стоило ему жизни - ведь после убийства Ѕоуери оставил письмо с обращением к ’ирси.

ќдна из провокативных идей ’ирси была такой: задать вопрос 12-летним голландским мусульманам, что дл€ них важнее - голландска€ конституци€ или вол€ јллаха.  ак нетрудно догадатьс€, дети выбрали второе. Ќа ’ирси накинулись все - и мусульмане, и немусульмане. ≈е обвинили в разжигании розни и подрыве общественной стабильности.

ј она ответила, что просто заставл€ет посмотреть правде в глаза. », в свою очередь, обвинила европейцев в том, что они без бо€ сдают свои ценности - ѕросвещени€, —вободы, –авенства - в угоду мракобесным предрассудкам родоплеменных обществ.

» это еще один важный поворот мысли. ѕроблемы с марокканскими мигрантами в √олландии св€заны не столько с особенност€ми ислама как религии, сколько с тем, что выходцы из ћарокко - это, по сути, люди, живущие в другом времени, когда толерантность еще не стала общественным знаменем, а патриархальные устои €вл€ютс€ столпом всей системы общественной морали. ¬нушить этим люд€м универсальные ценности - значит стереть их собственный культурный код, который должен был бы изменитс€ в процессе длительной эволюции, как это произошло в ≈вропе.

ѕосмотрим правде в глаза - –осси€ тоже живет в другом времени, чем ≈вропа, отстава€ лет на 100-200. ѕоэтому, если изучить европейский опыт и сделать соответствующие выводы, есть шанс, что противоречи€ с мигрантами из —редней јзии не будут носить столь драматический характер.

ќднако необходимо пон€ть: если мы хотим, чтобы мигранты второго поколени€ стали полноценными росси€нами, а не балластом на дне общества, необходимо обеспечить им не только работу, но и возможности дл€ социального развити€, вертикальной мобильности и самоуважени€. »слам сам по себе не представл€ет угрозы - он не более агрессивен, чем иудаизм или христианство.

ќпасным он становитс€ в руках людей, попавших в "машине времени" в чужое, страшное и непон€тное общество, в котором они не могут найти свое место.


“ать€на „еснокова
»сточник: rosbalt.ru

“еги: мигранты, росси€не, толерантность, общество, публицистика

–убрики:  “олерантность: к кому, от кого, дл€ чего
“олерантностью в медицине обозначаетс€ восприимчивость или реакци€ человеческого сердца к новым лекарственным препаратам. ≈сли сердце не выдерживает лекарственное средство и умирает, значит оно “ќЋ≈–јЌ“Ќќ по отношению к данному лекарственному препарату
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку