-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Valiks

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2010
Записей: 4620
Комментариев: 695
Написано: 5860

Гармония по-татарстански: дружба народов

Вторник, 04 Декабря 2012 г. 10:49 + в цитатник
Гармония по-татарстански: дружба народов

Месяц назад, 7 января, православные в России отметили Рождество. В этот день я получил, как всегда, множество поздравлений - большая часть из них была от моих друзей и коллег татар. Так в Татарстане принято. Так было всегда.


Слово "толерантность" появилось в местном лексиконе всего несколько лет назад. Думаю, что большинство обывателей до сих пор о его значении только догадывается. О дружбе народов, каких-то взаимных усилиях в Казани обычно не говорят - так здесь живут, это само собой разумеющийся образ поведения, и, что, наверное, еще важнее, мыслей. Мне представляется это очень важным.


Казань даже в советские времена называли городом уникальным, переплетение двух культур - татарской и русской - здесь встречается на каждом шагу. Призыв муэдзина с минарета к молитве, сменяется колокольным звоном церквей. И это нормально, это никого не смущает, потому, что с этим здесь выросли. Сам я родился в Старо-Татарской слободе Казани, напротив моего дома была Бурнаевская мечеть. В то время она была закрыта. Единственная действующая мечеть на весь город существовала на соседней улице - мечеть Марджани. Но звуки азана (призыва к молитве) долетали и до нашего двора. Слышал я их и по дороге в школу. А следом можно было услышать звон с колокольни Никольского собора под кремлем.


Казанское ханство было присоединено к Московскому государству в октябре 1552 года, после того, как город взял русский царь Иван Грозный. С этого момента началось активное заселение края русскими. Помещикам выделялись земли и они переводили сюда часть своих крестьян из центральных областей страны. Первоначально, татары были выселены из основной части Казани, для них было отведено особое место. Именно здесь впоследствии сложились Старо-Татарская и Ново-Татарская слободы. Очень часто татар представляют в виде кочевников, лихих наездников перемещавшихся с одного пастбища на другое. Но это народ оседлый, много веков занимавшийся земледелием, с высочайшей культурой. Об этом говорит даже национальная кухня татар - основные блюда здесь куриный суп-лапша и невероятное разнообразие вкуснейшей выпечки. А традиционное сладкое блюдо чак-чак и вовсе является таким же национальным символом, как хлеб-соль у русских. У кочевников предпочитают мясо, хлеб они получали в обмен, его было мало и поэтому пирогов они не пекли.


Татарами, народ проживающий в месте слияния Волги и Камы, стали называть после завоевания этих земель в XIIIв. войсками хана Батыя - внука Чингисхана. И то не сразу. До этого времени здесь с глубокой древности существовало большое и процветающее государство Волжская Булгария. Вот это государство в 992г. и приняло ислам. Так на берегах Волги и появилось мусульманское вероисповедание. Ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира, оставил записки о своем путешествии сюда и по ним видно, что уже тогда существовали между русскими и булгарами теснейшие торговые и культурные связи. Позднее, после нашествия монголов, и Русь, и Волжская Булгария оказались в составе одного государства - Золотой Орды. Казанское ханство образовалось уже после распада монгольской державы в XV веке. Казань с начала XI века была западным форпостом края и постепенно увеличивала свое влияние, пока после окончательного разорения монголами Булгар, сюда не была перенесена столица. Вот ее и завоевал Иван Грозный.


С тех пор вот уже на протяжении почти 500 лет русские и татары живут вместе. Некоторые называют еще больший срок, включая в него всё время совместного существования в составе Золотой Орды - тогда выходит почти 1000 лет. Как бы то ни было, но за прошедшие века татары и русские прошли очень сложный путь к совместному сосуществованию и сегодня такое мирное сожительство является уже предметом гордости Татарстана - и русских, и татар, и всех кто на этой земле живет. Руководитель самого крупного казанского информационного агентства "Татар-информ" Леонид Толчинский, также полагает, что история взаимодействия разных культур здесь насчитывает гораздо больше 500 лет: "Народы в разной ипостаси, в разной соподчиненности, в разной диспозиции провели вместе - и как этнические группы, и как конфессиональные группы. Поэтому, по-современному говоря, схемы взаимодействия, взаимоуважения, взаимотерпимости они выработаны уже. Это не то, что Европа, которая в силу случайных обстоятельств оказалась наводненной большим количеством мусульманского населения - она не готова к этому. А здесь было слияние двух народов, которые еще в древности не могли уже разобраться, кто, когда раньше пришел на эти земли. Все переплелось". Действительно, татары - вторая по численности нация в России. Компактное его проживание обнаруживается по всей стране - в нижегородской земле, на Урале, в Сибири, на юге России.


Дания Тямаева, один из самых известных татарских журналистов, автор нескольких книг по современной истории районов Татарстана, полагает, что во многом это произошло благодаря географии. Достаточно обширные территории позволяли мирно сосуществовать. Регион был богат и лесами, и водными ресурсами, и пахотной землей. То есть люди друг другу не мешали. По мнению Д.Тямаевой, благодаря тому, что люди могли развиваться экономически независимо у них постепенно и менталитет выработался миролюбивый. И как следствие - добрососедство и взаимопомощь. Действительно, и русский крестьянин, и татарский находились, в целом, в одинаковых условиях. И тот же татарский землепашец видел, что его русский "коллега" живет ничуть не лучше, чем он сам. А такое положение уже закладывало основу для сочувствия и взаимной выручки. Недаром, во время бунта Емельяна Пугачева в конце XVIII века, татары приняли самое активное участие - то есть татарское население в простом русском человеке не видело врага, а если такой противник и был, то в лице представителей государства и помещиков.


Самым напряженным моментом во взаимном существовании можно считать время после завоевания Казани и примерно до правления императрицы Екатерины II. В этот период царское правительство время от времени предпринимало попытки насильственной христианизации татар. Особого успеха эта политика не имела. Даже при условии, что российское дворянство можно было получить, только приняв православие, татары не спешили менять свою веру. Зато они могли свободно торговать. Особенно со странами Востока - из Казани пути ведут и в Бухару, и в Индию, и в Персию, и в Багдад. При этом татарские купцы имели даже большие привилегии от правительства, чем их русские коллеги.


Не малую роль сыграли и национальные характеры татар и русских. В менталитете татар совсем нет агрессии. Они лучше уступят, отойдут в сторону, но агрессии постараются не проявлять. Дания Тямаева сама выросла в татарской деревне и рассказывает, что взрослые всегда учили детей поговорке: "Если в тебя бросили камнем, брось в него хлебом". Галия Мухаметшина переехала в Казань уже относительно недавно, в начале 90-х годов. Сама она родилась в деревне на юге Урала, в Челябинской области. Мухаметшина тоже вспоминает, как учили ее в детстве: "Мама говорила, если в деревню пришли чужие и ведут себя некрасиво, не спеши их осуждать - они, ведь тоже люди".


Проявленное терпение на протяжении столетий постепенно стало давать результат - менялось время и вместе с ним изменялись нравы. Императрица Екатерина II запретила попытки насильственной христианизации. Советская историческая наука представляла Российскую империю как "тюрьму народов". Но мало кто знает, что во времена императоров боевые медали для солдат печатались двух видов - с крестом для православных и полумесяцем для мусульман. Сейчас таких не делают.


В современном Татарстане такое же терпение проявляют русские. Среди высшего руководства республики вот уже 20 лет нет никого со славянской фамилией. Хотя в республике проживает примерно 45% татар и 45% русских, оставшиеся 10% приходятся на иные национальности. Но это скорее не проявление национализма, а фактор клановости и семейственности. Люди это понимают. Существует еще одна причина, по которой нетатарское население хоть и недовольно сложившимся положением в высшей власти Татарстана, но все же открыто не возмущается. Очень часто люди рассуждают так: у татар другой земли нет, это единственное их государственное образование в мире. К тому же мы все равно живем в Российской Федерации, где существует русское правительство. Так что ничего страшного в таком положении вещей пока нет. Критики такой позиции отмечают, что в федеральном правительстве, много татар. А министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев и министр экономики Эльвира Набиуллина даже занимают такие ключевые посты. Но превалирует все-таки первая точка зрения - пусть пока в правительстве республики только татары, это явление временное и является болезнью роста у народа впервые за полтысячелетия получившего высокую степень самостоятельности. К тому же, население знает, что в высших эшелонах власти все являются между собой родственниками в той или иной степени. И шансов занять значимый пост у татарина из другой семьи и у русского в этом случае совершенно одинаковые - то есть никаких. Какими бы талантливыми они не были, станут, в самом лучшем случае, первыми заместителями. И это тоже примиряет со сложившейся практикой. В тоже время известны случаи, когда русские, породнившиеся с правящей семьей, занимали относительно высокие должности в тех или иных структурах.


Поэтому на бытовом уровне нет ни национального чванства, ни каких-либо проявлений нетерпимости. "Все проходит, пройдет и этот этап" - рассуждают люди. А мы как жили дружно со своим соседом, так и живем. Моя бабушка говорила: "Самый близкий родственник - это сосед". Мама дружит с нашей соседкой Флюрой-апой (тетушкой Флюрой). Они постоянно выручают друг друга - рассказывают, где какие продукты дешевле, могут занять денег до пенсии, если такая надобность возникла, обменяться кулинарными рецептами. Да просто заскочить спросить соли, если вдруг внезапно закончилась. Ну и конечно бесконечные разговоры на все, какие только возможны, темы. Делить им совершенно нечего.


Еще одна особенность - в республике очень много смешанных браков. Культуролог Наталья Топал полагает, что это также способствует сближению двух культур - родственные связи тоже играют большую роль. "У меня сноха татарка, что я с ней воевать буду? - говорит Топал, - Может и народ (а я имею ввиду всех кто живет на этой земле) у нас какой другой - более грамотный, духовно развитый. К тому же человеческие качества от национальности не зависят. Я полно знаю подлецов среди русских, и замечательных людей среди татар. И наоборот". Действительно смешанные браки имеют большое распространение в Татарстане, и они играют серьезную роль в сохранении атмосферы добрососедства. И вот что удивительно, такие браки не приводят к нивелированию национальных традиций и культурной идентичности. Русская и татарская культуры, христианство и мусульманство каким-то чудесным образом переплетаются, при этом каждая продолжает существовать самостоятельно. Зато, например, русские родственники имеют возможность лучше узнать об обрядности татар, а татары о русских. Мы - как разноцветные нити в одной веревочке.


Если говорить о религиозной составляющей, то с начала 90-х годов прошедшего века она стала стремительно расти. В годы советской власти мечети пострадали заметно больше, чем церкви. Может потому, что они были, за исключением Казани и крупных городов, в основном деревянными и не сохранились. Церкви строили каменными и в советский период их использовали под хозяйственные нужды. Поэтому с возрождением религии в Татарстане так получилось, что больше строили мечетей. Церквей заметно меньше, многие надо было восстанавливать, а реставрация всегда дело более затратное, чем строительство нового здания. Сейчас в республике более 1000 мечетей и 272 церкви. Кроме того действуют католические и протестантские храмы, а также синагоги. Известны случаи, когда храмы - и мусульманские и христианские - восстанавливали всем миром. Русское население помогало возвести мечеть для исламских односельчан, а татарское - способствовало возрождению церкви. Это раньше села резко делились на русские и татарские, хотя и находились недалеко друг от друга. Сейчас все стали селиться вместе, и в одном селении уже можно встретить и мечеть, и церковь. Немаловажным является и позиция татарского мусульманского духовенства. Они всячески подчеркивают, что христианские святые имена являются почитаемыми и в исламе. Иисус Христос - это пророк Иса, а пресвятая Дева Мария - зовется Марьям. А Архиепископ казанский обязательно навестит своего коллегу имам-хазрата на праздник Курбан-Байрам. То есть идет взаимный поиск того, что объединяет, а не разделяет. К тому же и власти республики не только на словах провозглашают взаимоуважение народов, но и оказывают реальную поддержку. На стене возрожденного Раифского монастыря висит табличка с именами тех, кто пожертвовал на восстановление обители. Среди имен много татарских, включая и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.


В то же время, как считает специалист Исполкома Всемирного Конгресса татар Радик Муллагалиев, проблемы существуют: "Вновь возвратились местечковые интересы, вместе с ними и старые ценностные ориентиры, транслируемые через миссионеров и националистические центры. Сказать, что этого нет в республике, значить покривить душой. Все это есть. И экстремистские религиозные секты, и шовинистического характера националистические группировки. Но не больше. Как правило, они существуют благодаря зарубежному (в основном арабскому - О.П.) финансированию. При отсутствии такового деятельность подобных сект быстро сходит на нет. Население республики в основном вновь вернулось к традиционным верованиям".


Татарстан, это регион, где среди мусульман с XIX века распространен джадидизм - такое направление в религии, которое ставит своей целью просвещение и мирное сосуществование со всеми народами и конфессиями. В свое время джадидизм возник как противовес набиравшему распространение ваххабизму. И пока это направление в Татарстане остается приоритетным. "Восстановлены многие мечети и православные храмы, причем многие за счет средств самих прихожан. Изначально в этой деятельности отсутствовали какие-либо притязания на свою исключительность, наоборот, сильно желание создать единое духовное пространство. Государственные органы власти республики осуществляют системный мониторинг деятельности религиозных общин и способны своевременно оказывать необходимую поддержку", - говорит Радик Муллагалиев.


Вообще от власти, конечно, не всё, но многое зависит. Реальное, не на словах, внимательное отношение к национальному и религиозному вопросам, способствует установлению спокойной обстановки, не дает повода для нервозности. Это важное условие развития добрых отношений. К тому же без содействия властей невозможным было бы восстановление национального религиозного образования. Сейчас в Татарстане действуют Российский исламский университет и Православная духовная семинария.


Об этом также вспомнил руководитель агентства "Татар-информ" Леонид Толчинский. По его словам, он вот теперь точно понимает, в чем разница между Манежной площадью в Москве (где в декабре 2010 г. прошли выступления русских националистов) и Майданом (площадью) на любимом всеми местными народами татарском празднике Сабантуй. "Татарстан стал полиэтничным после двух мировых войн, когда сюда эвакуировались жители из Украины, Белоруссии, много евреев приехало. И вот Татарстан оказался территорией хорошо адаптированной к восприятию новых культур, впитыванию иных традиций и образа жизни - спокойно, без истерики. И что немаловажно здесь и управленческая культура была, и управленцы здесь были к этому готовы. Так вот эта культура среди руководителей республики получила преемственность и воспринята, в том числе, и современной элитой". Толчинский, подчеркивает, что чувство благодарности у людей, той же еврейской национальности, к которой принадлежит и он сам, и для которых Татарстан стал домом в лихом ХХ столетии, существует до сих пор. Многие народы с Западных районов нашли спокойствие на этой земле. "Мы разные, но мы же вместе", - заключает Л.Толчинский.


Я множество раз убеждался, что часто речь идет не о национальной традиции, а элементарной воспитанности. Приведу простой пример. У казанских татар всегда было принято такое правило - если подходит незнакомый человек, то немедленно переводить беседу с татарского языка на русский. Они считали невежливым говорить на языке, непонятным другому. К сожалению, большинство русских в республике татарского языка не знают. Наверное, потому что нет острой необходимости - русский язык на, примерно, 18% территории земного шара является языком межнационального общения. Полагаю, что и большая часть англичан, живущих в Шотландии, не очень владеет кельтским языком. И, тем не менее, большинство русских проживающих в Татарстане, считают обязательным знать хоть пару десятков слов на татарском языке. Хотя бы для того, чтобы поблагодарить человека его родным словом "Рахмат" (спасибо). Подобным образом люди пытаются выразить взаимное уважение друг к другу. Кстати, если говорить о языке, то великое множество слов в русский пришло из татарского языка. Базар, башка, деньги, майдан - это все слова тюркского происхождения, к языковой группе которых принадлежат и татары. В свою очередь, слушая татарскую речь, русские легко находят знакомые слова и термины, заимствованные из славянского наречия.


... В начале 90-х годов прошлого столетия Татарстан, как и многие регионы бывшего СССР, начала захлестывать волна национализма. Кульминацией стало многотысячное выступление, организованное националистами 15 октября 1991 года. Но даже тогда не было погромов, а призывы некоторых лидеров национального движения прогнать русских не нашли поддержки у основной массы населения. Постепенно страсти успокоились. С тех пор ничего подобного за последние 20 лет не повторялось. Республика получила высокую степень самостоятельности. И хотя в последнее десятилетие ее заметно поубавилось, но эта тенденция наблюдается по всей России. Сейчас те, кто выступает с агрессивными настроениями, продолжают оставаться маргиналами. В Татарстане пока царят мир и спокойствие. А на бытовом уровне, как я уже говорил, никаких трений никогда и не было. Здесь все надеются, что такое положение продолжится еще очень и очень долго.


И все же определенная тревога у жителей существует. Наблюдая за межнациональными конфликтами в других регионах, прежде всего на Северном Кавказе, население опасается, что ростки экстремизма могут прорасти и в Татарстане. Поэтому большинство людей желали бы скорейшего разрешения конфликтов, прежде всего мирным путем. Здесь также необходимо понимать, что у ислама в Поволжье и на Урале, и ислама кавказского были различные пути развития, между собой они до сих пор не пересекались. И хотя контакты различного уровня, конечно же, существуют, почти все известные мне татары, не хотели, чтобы сюда были экспортированы агрессивные настроения. И при этом, все однозначно выступают за скорейшее урегулирование межэтнических конфликтов, как в самой России, так и за ее пределами. Прежде всего, как гарантию сохранения мира и на земле Татарстана. Кроме того существует тревога за соотечественников-татар, которые остаются в проблемных регионах. В свое время, после развала Советского Союза, в Казань переехало много людей из Средней Азии и Казахстана. Эти люди помнят ужас погромов и гибельность возникавшей межнациональной вражды. Никто не хочет пережить это и на татарской земле.


Олег Павлов
Источник: polit.ru

Теги: казань, толерантность, россия

Рубрики:  Толерантность: к кому, от кого, для чего
Толерантностью в медицине обозначается восприимчивость или реакция человеческого сердца к новым лекарственным препаратам. Если сердце не выдерживает лекарственное средство и умирает, значит оно ТОЛЕРАНТНО по отношению к данному лекарственному препарату
Метки:  



Рафис_Кашапов   обратиться по имени Суббота, 08 Декабря 2012 г. 13:09 (ссылка)
Всемирный конгресс татар: 20 лет спустя

ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» СОВЕТУЮТ ВКТ АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ И УСТРАИВАТЬ НЕ ТОЛЬКО «ПЫШНЫЕ ЧАЕПИТИЯ И ПЛЯСКИ»

Сегодня в Казани начинаются мероприятия очередного, пятого по
счету съезда Всемирного конгресса татар. В этом году съезд ВКТ соберет
более тысячи участников из России и стран зарубежья. На нем будут
подведены итоги работы за прошедшие с последней встречи пять лет, а
также выбран председатель исполкома конгресса. Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить работу исполкома за прошедшие годы.

IMG_2976.jpg

«Всемирный конгресс татар» был создан в июне 1992 года
ТРИ СЕКЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦСЕТИ
Завтра в Казани начнет работу V съезд Всемирного конгресса татар, который продлится до 9 декабря. Как уже рассказывала
газета «БИЗНЕС Online», ожидается визит 800 делегатов и более 300
гостей. Программа съезда будет включать пленарное заседание и три секции
– «Пути развития татарской нации», «Роль истории, культуры и
национального образования в формировании самосознания татарского народа»
и «Татарское информационное пространство: реалии и перспективы». Кроме
этого, на съезде будет официально презентована и запущена
татарская социальная сеть «Татар иле». В программе съезда также
предусмотрено обсуждение проекта концепции сохранения этнической
идентичности татарского народа, которая была подготовлена учеными
Академии наук РТ, исполкомом ВКТ и другими организациями. Ожидается, что
на съезде будет избран председатель исполкома ВКТ.

На съезд, помимо многочисленных представителей регионов РФ и
зарубежных стран, приглашен и ряд известных в Татарстане бизнес-фигур.
Например, в списке генеральный директор фонда газификации РТ Джаудат Миннахметов, генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, председатель ДУМ РТ Ильдус хазрат Файзов и другие.
ТАКТИКА РАЗВИТИЯ
Предыдущий съезд Всемирного конгресса татар прошел в Казани в 2007
году. Тогда съезд наметил стратегию и тактику этнокультурного развития и
консолидации татарского народа. Основными целями всемирного татарского
сообщества он назвал сохранение этнокультурной идентичности народа,
родного языка, системы национального образования, самобытной культуры, а
также воспитание молодого поколения в духе уважения традиций и обычаев
предков.

view_2379.jpg

Съезд Всемирного конгресса татар в Казани, 2007 год

Съезд по итогам заседаний определил следующие направления и задачи:
сохранение и развитие в РФ институтов демократии гражданского общества и
подлинных федеративных отношений; сохранение и укрепление статуса РТ
как правового демократического государства в составе Российской
Федерации, закрепленного договором 2007 года, Конституциями РФ и РТ;
усиление ведущей роли и ответственности РТ в национально-культурном
развитии всей татарской нации, согласно статье 14 Конституции РТ;
создание и развитие татарских национально-культурных центров в регионах
РФ и странах зарубежья; создание в Казани общенационального Дома
соотечественников с соответствующей инфраструктурой; создание системы
дистанционного обучения на татарском языке и т.д.
«ВСЕМИРНОМУ КОНГРЕССУ ТАТАР НЕ К ЛИЦУ СЛЕДОВАТЬ ПОЗИЦИИ ПРОКУРОРА»
Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, как они оценивают итоги
пяти последних лет работы исполкома ВКТ, кого они видят во главе
исполкома конгресса, а также какие задачи и стратегии нужно поставить на
съезде для дальнейшей эффективной работы этой организации.

Фандас Сафиуллин - экс-депутат Госдумы РФ:

- ВКТ проводит Сабантуи по всей России. Возможно, есть какие-то еще
успехи. В отчетном докладе на предстоящем съезде будут изложены все
имеющиеся успехи. Я готов согласиться с тем, что изложат на съезде, но
то, что я ожидал, я так и не увидел в промежутках между тремя съездами с
2002 года.

На втором съезде Всемирного конгресса татар в 1997 году по моему
предложению съезд единогласно принял решение включить в резолюцию в
числе наиболее важных для татарского народа задач создание татарского
национального государственного университета и установление татарской
письменности на основе латинской графики. Это пункты 4 и 6. К сожалению,
эти пункты не исполнились. Конечно, не по вине конгресса, но конгресс и
не настаивал после принятой резолюции на ее исполнении, не предпринимал
каких-либо активных инициатив или действий. Эти две задачи – из числа
наиболее важных для татарского народа – уже выпали из резолюции третьего
и четвертого съездов. Я очень опасаюсь, что они выпадут из принимаемой
программы, что будут препятствия для включения этих пунктов со стороны
организаторов. Я очень огорчен этим и переживаю, поэтому я не замечаю
других успехов.

Если мои слова прочтет кто-либо из делегатов съезда, я бы очень
хотел, чтобы от них прозвучало предложение по этим двум пунктам. Переход
на латиницу запрещен российским законом, но он опротестован прокурором и
отменен Верховным судом Татарстана, однако пока еще находится в списке
действующих документов. Несколько дней назад на сессии Госсовета должен
был быть рассмотрен протест прокурора об исключении этого закона из
этого списка. Даже если будут протесты, будет отменен закон, он все
равно должен остаться как неизменная воля татарского народа. Конгресс
татар не должен следовать позиции прокурора Татарстана. У прокурора есть
более важные вопросы, например, по коррупции, или по вопросу разрушения
святыни татарского народа – дома, где проживал Габдулла Тукай.

На следующий период работы исполкому ВКТ надо решать важнейшие
задачи. Если у нас не будет национальных высших учебных заведений, как
паровоз тянущие за собой средние школы, у нас погаснут и школы. Если
погаснут школы, погаснет и нация. Я бы хотел, чтобы во главе конгресса
татар был человек, не боящийся никого, ни на кого не оглядывался, не
боялся за свой бизнес, свое место. Чтобы он мог смело отстаивать эту
идею, хотя бы одну из двух, названных мной. Чтобы активно работал со
всеми татарскими общественными организациями. Во главе исполкома должен
быть способный и принципиальный человек, который ставит общественные
интересы выше личных. Я буду рад, если найдется такой человек.

view_2375.jpg

Рафаэль Хакимов - директор института истории Академии наук РТ:

- Я оцениваю итоги работы исполкома конгресса татар средненько.
Исполком неплохо начал, вывел Сабантуи на российский уровень, и они
громко прозвучали, вдохновляли не только татар, но и другие нации. Все
воспринимали его не только как татарский, но и как общий праздник.
Считаю это положительным явлением для всей России. Губернаторы стали
откликаться, потому что видели этот потенциал.

Но это лишь один из уровней Всемирного конгресса татар. Думаю, что
один из серьезных недостатков – слабое использование интернета просто
как сайта. Молодежь сегодня сидит в социальных сетях, в интернете, и
конечно, нуждается в подпитке именно в этом направлении. Вся надежда на
молодежь, а не только на старшее поколение, которое сказало, что могло и
уже сделало, что могло. Считаю задачей конгресса сосредоточение усилий
на интернете.

Я не могу сказать, кто конкретно мог бы возглавить исполком, но пока
Закиров сохраняет желание продолжать работать. Не знаю, как будет решено
наверху. Я немного отстранился от деятельности конгресса, потому что
для меня там были некоторые сомнительные люди, с которыми трудно
работать.

У меня вышла статья «Куда путь держишь, татарин?» Ранее выходила
статья «Кто ты, татарин?» В новой статье мной изложены основные
направления, задачи и стратегии, которых я бы посоветовал держаться
конгрессу татар в дальнейшей работе.

IMG_2582.jpg
Нынешний председатель исполкома ВКТ – депутат Госсовета РТ Ринат Закиров

«ПЕРЕХОД ШАЙМИЕВА В ВКТ НАРУШИТ БАЛАНС СИЛ»
Талгат Абдуллин – исполнительный директор Государственного жилищного фонда при президенте РТ:

- Я делегат Всемирного конгресса татар. Вообще, если говорить о самой
организации ВКТ, то она была создана для решения определенной проблемы.
Всемирный конгресс татар был создан, чтобы погасить другое движение,
которое тогда было и могло стать неуправляемым (имеется в виду милли меджлис начала 1990-х годов, лидером которого одно время был сам Талгат Абдуллин – прим. ред.).
Была поставлена вторая точка. Теперь ее самая главная миссия –
культурная и просветительная. Возможно, должен ВКТ и указывать правила
поведения для соплеменников. Ведь мы ушли из Советского Союза, но мораль
оттуда, которая имеет много общего с христианством и мусульманством, не
перенесли. Той морали нет, а к новой морали в виде религии мы пока еще
не готовы. Поэтому, возможно, ВКТ должен стать неким посредником в
процессе перехода.

Я внимательно не приглядывался к руководителям исполкома ВКТ. Могу
сказать, что это не всегда должна быть выдающаяся политическая фигура. К
примеру, Закиров в этом плане эрудированный человек. С пониманием и с
опорой на научные основы подходит к работе ВКТ. Индус Ризакович (Индус
Тагиров – первый председатель исполкома ВКТ) хотел быть искренним и,
может быть, активнее, чем положено в этой должности, проявлял себя. Но
он был искренним. Что касается идеи поставить во главе ВКТ Минтимера
Шаймиева, то считаю его масштаб намного больше. Это не только
российского, но и мирового масштаба фигура. Его переход в эту структуру
создаст гигантский перевес и нарушит баланс сил. Тех, у кого в голове не
устоялось, это может повернуть не в ту сторону.
«ВКТ – ЭТО МОЩНАЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА»
Рафис Кашапов - руководитель Татарского общественного центра (Набережные Челны):

- Всемирный конгресс татар был создан, чтобы ослабить политическое
влияние милли меджлиса татарского народа и ВТОЦ. Властям это удалось.
Предыдущие организации в свое время были мощнейшими политическими
организациями не только в Татарстане, но и в ближнем и дальнем
зарубежье. В чем успех ВКТ? Они разъезжают по всему миру, устраивают
Сабантуй и прочие национальные праздники татар. Это мощная
развлекательная структура, финансируемая властями Татарстана, но их
культурное движение уходит в пустоту.

Я бы хотел, чтобы они вели общественно-политическую деятельность, а
не только устраивали пышные чаепития и пляски. В председателях исполкома
ВКТ я хотел бы видеть Фаузию Байрамову, Виля Мирзаянова, Айдара
Халимова. Если бы было предложено мне, то от этого поста я бы тоже не
отказался. Во-первых, ВКТ должен вести упорную работу над независимостью
Татарстана, далее, открыть татарский университет, школы и гимназии,
перейти на латинскую графику, создать независимые татарские ТV, радио,
газеты и так далее. Татарский народ переживает очень трудные времена, на
данное время татарский конгресс должен решить насущные проблемы, иначе
мы, татары, исчезнем как нация.
«В РОССИИ ОДНОСТОРОННЯЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
Римзиль Валеев – сопредседатель совета федеральной национально-культурной автономии татар России, шеф-редактор интернет-портала zilant.tv:

- Всемирный конгресс татар в последние годы очень активно работал с
регионами. Проводились форумы религиозных деятелей, молодежи, съезды
учителей, федеральные и сельские сабантуи. Массовые акции,
высокозатратные мероприятия организовывались при поддержке Республики
Татарстан, ее ведомств, городов и районов. В других регионах республика
свою миссию выполняет.

С точки зрения проведения массовых мероприятий и PR-акций, работы с
регионами все было великолепно. Это была работа не только конгресса
татар, а всей республики. Президент Татарстана Рустам Минниханов,
приезжая в другой регион или страну, встречается с живущими там
татарами. Это хорошая практика.

Но я считаю, что самая главная задача – организовать народ на
самосохранение, изучение родного языка, воспитание детей в национальных
традициях – не ставилась и не решалась. Зачастую эффективность
мероприятий очень низкая. Нужно воздействовать на сознание людей, чтобы
они сами сохраняли самобытность, передавали молодежи культуру и язык. На
мой взгляд, в этой сфере, несмотря на успешные акции, массовую и
эффектную работу, нужны серьезные реформы. В концепции сохранения
этнической идентификации говорится, что татарская молодежь сама не хочет
учить язык и люди сами уменьшаются. Не в последнюю очередь в самой
Казани, в Татарстане.

Нужны ориентиры. Несколько лет назад группа энтузиастов выпустила
сборник «100 великих татар». А сейчас, имея такую организацию, как ВКТ,
мы не можем определить не то что 100, даже 20 самых достойных татар,
особенно современников. Люди не знают, на кого равняться.

Надо действовать так, чтобы народ сам себя сохранял. Не стоит всегда
обижаться на федеральные законы, школы, питая иллюзии. Если родители,
педагоги, школы хотят хорошо учить языки, никто им не запретит. Массовые
PR-акции не должны заменить текущую работу. Для эффективных результатов
надо работать тихо и незаметно.

Кто будет председателем исполкома ВКТ – для меня совершенно не важно.
Необходимы перемены с учетом поменявшейся обстановки. Нужны новые
приоритеты - научить людей сохранять идентификацию, свое лицо. Работа
должна быть коллегиальная, но этого пока явно не хватает.


IMG_0234.jpg

Первый председатель исполкома ВКТ, академик АН РТ Индус Тагиров

Индус Тагиров - первый председатель исполкома ВКТ, академик АН РТ, заведующий кафедрой современной отечественной истории КФУ:

- Я не могу и не хочу давать оценку итогам работы исполкома ВКТ за
пять лет. На этот вопрос лучше пусть ответит сам председатель исполкома.

Исполкому в следующее пятилетие нужно решать стратегии: обеспечение
единства татарского народа, сохранение его языка, традиций, обычаев,
сплочение вокруг Татарстана.

Человек на посту председателя исполкома ВКТ должен быть авторитетный,
компетентный, образованный, умеющий работать с людьми, исходить в любое
время при принятии решений из конкретной ситуации, исходить из
интересов России и Татарстана в контексте, конечно, мировых процессов.

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского университета:

- Я положительно оцениваю работу исполкома по итогам пяти лет. Я сам
возглавляю религиозное направление. Я считаю, что исполком делает
многое. Но времена меняются, поэтому общественным организациям сейчас не
так просто работать в России.

В 1990-е годы практически во всех регионах были созданы национальные
общественные татарские организации, и они были очень активны. Структуры
организаций остались, и работать с ними стало сложнее. Может быть, дело
не столько в работе конгресса татар, сколько в общей ситуации. Конгресс в
целом работал по своим возможностям.

Я часто общаюсь с Закировым. Он регулярно ездит по регионам как
руководитель, знает реальную ситуацию и механизмы работы с различными
структурами. Если будет выбран кто-то другой, то ему будет достаточно
сложно, потому что речь идет о работе по всей России. Несколько лет
уйдет только на вхождение в работу, выяснение того, кто и чем дышит. В
этом плане я считаю, что Закиров пока находится на своем месте.

Сегодня в России довольно односторонняя национальная политика, и по
отношению к татарскому языку на примере Татарстана мы это видим. Надо
принять концепцию, и задачи прояснятся. Необходимо усилить роль
Татарстана, сохранять культурные ценности. Обозначить какие-то более
радикальные задачи пока невозможно.
Эльвира Вильданова, Влас Мысько
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку